Важнейшей системой двигателя внутреннего сгорания
вилочного погрузчика является система смазки. Основной функцией системы, является минимизация трения между подвижными деталями, удаление продуктов износа и отвод излишнего тепла. По конструкции смазочные системы можно разделить на два типа с «сухим» картером и с «мокрым». В системе с сухим картером, масло находится в специальном резервуаре, откуда нагнетающим насосом подаётся к узлам и деталям двигателя, стекающее в картер масло, сразу засасывается обратно в масляный бак. Данная система применяется в основном в спорте, а так же на некоторых видах тяжёлой спецтехники. Такая конструкция смазочной системы защищает двигатель от масляного голодания в условиях больших кренов техники, при резких ускорениях. Большую распространённость, в силу своей простоты, получила система с «мокрым» картером. В этой системе масляным резервуаром является поддон двигателя, откуда оно подаётся насосом к механизмам двигателя, и после сливается обратно в картер.
Исходя из задач смазочной системы, особое внимание уделено чистоте моторного масла. Центральным элементом системы смазки, является
масляный фильтр. Все масляные фильтры делятся на два вида – это полнопоточные и байпасные. Полнопоточный масляный фильтр – это основной фильтр масляной системы, через который проходит весь объём перекачиваемого масла. Байпасный фильтр устанавливается в масляных системах крупной строительной и специальной техники и по сути, является дополнительным фильтром тонкой очистки масла, который задерживает частицы на порядок меньшие чем основной полнопоточный фильтр. Через байпасный фильтр прокачивается примерно 10% от объёма масла проходящего через основной фильтр.
Все
масляные фильтры, применяемые в системе смазки двигателя, имеют схожее устройство и состоят из следующих элементов:
- сам фильтрующий элемент – как правило, изготовлен из специального пористого картона.
- перепускной клапан – предохраняет двигатель от масляного голодания. В момент холодного пуска направляет поток масла в обход фильтрующего элемента, т.к. оно не может быстро пройти сквозь фильтрующий материал и система в какой-то момент может оказаться без масла.
- корпус масляного фильтра.
Конструктивно масляные фильтры можно разделить на два вида. Первый – корпус с перепускным клапаном являются частью двигателя, сменным является только фильтрующий элемент. Второй вид – весь фильтр в сборе является сменным, детали фильтра смонтированы в единый корпус. Это так называемый навинчивающийся фильтр.
Вне зависимости от конструкции фильтра, его необходимо периодически менять. В подавляющем большинстве случаев, замена масляного фильтра происходит вместе со сменой моторного масла. Интервал между заменой масла и масляного фильтра устанавливает завод изготовитель техники. Для
вилочных погрузчиков этот интервал составляет примерно 250-400 моточасов.