Даже не обладая специфическими знаниями можно с уверенностью сказать, что электропривод более экономичен и безопасен для окружающей среды, но вместе с тем и требовательнее к условиям эксплуатации. Соответственно делать выбор в пользу одного из типов двигателей для погрузчиков стоит, опираясь на конкретные задачи, которые придётся решать технике. Тем не менее, если условия работы не создают ограничений для использования любого типа устройств проводят расчет экономической целесообразности применения спецтранспорта на ДВС или электротяге с учетом ряда факторов.
Электричество – энергия будущего или во сколько обойдется вилочный погрузчик с различными типами двигателя
Один из главных параметров, определяющих экономическую эффективность любой самоходной спецтехники – стоимость горючего. Всего пару лет назад погрузчики с ДВС, особенно дизельные были гораздо выгоднее, т.к. цена на них была ниже, а затраты на топливо и электричество не слишком отличались. На сегодняшний день ситуация на рынке немного изменилась, но электропогрузчики все еще дороже. При этом речь идет не о разнице в несколько тысяч между моделями с одинаковой производительностью и функциональными возможностями, но разными приводами, а об эксплуатационных расходах. Более безопасная для экологии техника, которую можно смело использовать в закрытых складах со слабой системой вентиляции потребует дополнительных расходов на:
- АКБ или даже несколько;
- Зарядное устройство;
- Создание инфраструктуры.
Учитывая эти затраты, текущие тарифы на электроэнергию и цены на различные виды горючего несложно подсчитать, что разовый заряд аккумулятора будет дешевле заправки бака топливом на 10-20% даже если приплюсовать к расходам определенный процент стоимости обслуживания. Привести точную цифру экономии будет сложно, ведь расценки на бензин и дизель от разных производителей и в разных регионах отличаются, но в любом случае за год можно сэкономить не меньше 5 тысяч долларов, и больше, если техника будет эксплуатироваться без простоев и в интенсивном режиме.
Погрузчик с двигателем внутреннего сгорания по регламенту должен проходить техническое обслуживание в среднем в два раза чаще чем тот, что оборудован электроприводом. Это связано именно с особенностями конструкции мотора, для обеспечения нормального функционирования требуется регулярная замена масла и
фильтров погрузчика в топливной системе. Соответственно и длительность ТО увеличится в полтора раза, как за счет дополнительных операций, так и по причине их сложности, а значит и время простоя будет больше.
Не последнюю роль при выборе погрузчика играет и соблюдение экологических стандартов. Современные катализаторы, сажеуловители и прочие устройства подобного назначения, используемые для нейтрализации выхлопных газов способны снизить их концентрацию на 98%, но при этом также требуют регулярной замены и отличаются высокой ценой. Второй вариант использования дизельной или бензиновой техники в закрытых помещениях – создание мощной системы вентиляции что также недешево.
Еще пара важных моментов: электроприводы практически бесшумны, чего не скажешь о ДВС, а у новейших моделей уже достаточно высокое рабочее напряжение, для того чтобы они не уступали бензиновым и газовым двигателям в грузоподъемности.
Отдельно стоит упомянуть, что электропогрузчики неспособны долго работать при низких показателях термометра, а когда температура опускается ниже -10оС и вовсе требуют консервации. Именно поэтому в России до сих пор прослеживается тенденция обратная к европейской – в ЕС на 1 единицу складской техники с ДВС приходится 4 модели с электроприводом, а вот в странах с более суровым климатом соотношение изменяется в сторону бензиновых и дизельных моторов, даже несмотря на существенную разницу в эксплуатационных расходах.